Как выглядит инвентаризация и переоценка основных средств
Инвентаризация и переоценка основных средств (ОС) — ревизия, которой подвергаются хозяйственные операции, в которых участвуют ОС предприятия с целью проверки выполнения закона. В этом процессе принимается во внимание как документальное, так и бухгалтерское сопровождение. Среди частных примеров, в которых проводится ревизия и переоценка ОС, могут быть финансовый контроль или отдельно стоящие проверки.
Основными средствами являются трудовые средства, участвующие в производственном процессе. Другими словами, материальный актив производственного предприятия, который используют в производственном процессе, в доставке товара, создании и предоставлении услуг или аренды, полезная эксплуатация которого возможна на срок больше, чем на протяжении одного года, называется основным средством.
Цель, с которой проводится инвентаризация ОС – проверка операций с ОС на предмет соблюдения норм закона.
Какие существуют критерии для определения ОС:
- Имущество и оборудование, которое используется для управления и производственных процессов.
- Используются длительнее года.
- Возможность приносить доходы в течение длительного времени
- Продажа не может быть осуществлена в ближайшее время
В рамках этой цели должны выполнятся следующие задачи:
- Проверка документов, оформленных на операции связанные с ОС.
- Выявление начальной цены ОС.
- Проверка бухгалтерских книг на предмет отображения движения ОС.
- Оценка степени эффективного использования и уровень сохранности ОС.
Что касается законодательства, то основной закон, регулирующий и регламентирующий основный средства — это положения бухгалтерского учета.
По закону, к этим средствам относятся:
- Помещения
- Технологическое оборудование
- Технологические приборы
- Оргтехника
- Транспорт
- Инструменты
- Сельскохозяйственные животные и оборудование
- Долголетние сельскохозяйственные культуры
- Оружейное имущество и военная техника
- Фонды библиотек
- Средства улучшения земли
Не относятся к ОС:
- Блага, производимые предприятиями (товар, продукт или услуга)
- Настраиваемое оборудование, которое еще не выполняет своих производственных функций
- Различные виды специализированной одежды, утварь и т.д.
- Времянки
- Движимое и недвижимое имущество, которое сдается в аренду.
- Посадочные культуры, которые выращиваются в питомниках.
Инвентаризация арендованных основных средств
Аренда, как принцип взаимодействия
Вариант хозяйственно-экономических отношений между владельцем основных средств и их пользователем – аренда – широко распространена во всем мире для любого вида имущества. Она доступна как для физических, так и для юридических лиц, бюджетных организаций.
Суть ее сводится в пользовании средствами, принадлежащими арендодателю, другим лицом – арендатором. При этом между участниками соглашения подписывается договор с указанием времени и стоимости использования арендованных ОС. Длительный договор аренды может смениться лизинговым соглашением, имеющим целью выкуп арендатором ОС по остаточной стоимости. При этом из инвентаризационной ведомости собственника выводится проданное ОС.
В процессе инвентаризации ОС отсутствие арендованных ОС обеспечивается предоставлением оформленного и подписанного обеими участниками договора аренды. Юридически правильный договор является основным документом для учета указанной единицы ОС или комплекса в инвентаризационной описи. При этом в соответствующие графы вносятся дополнительные сведения. Такая схема хозяйственно-экономических отношений учитывается программным обеспечением системы Регола-инвентаризация.
Срок инвентаризации
Срок инвентаризации зависит от размера фирмы, численности персонала и численности специалистов, которые проводят ревизию.
Этот процесс делится на несколько этапов:
Цель первого этапа – проверить операции, благодаря которым на предприятия поступили ОС, а также сформировать понятие о их цене. В этот этап входит:
- Фактические затраты, направленные на покупку, производственные или строительные нужды ОС, которые были включены в первоначальную цену. К ним относятся:
А) Деньги, переведенные поставщикам
Б) Деньги, заплаченные за работу в соответствии со строительным подрядом
В) Суммы, уплаченные за консалтинговые услуги, которые сопровождают покупку основных средств.
Г) Сбор и пошлина, которые были уплачены во время приобретения ОС
Д) Средства, направленные на уплату налогов для приобретения объектов ОС
Е) Суммы, направленные в пользу посредников, благодаря которым были куплены основные средства
Ж) Другие типы трат, которые были направлены на покупку, производство или постройку объектов включенных в основные средства.
- Траты, которые не были включены в фактические затраты.
- ОС, которые были внесены, как часть уставного капитала. Проведение оценки стоимости со стороны учредителей.
- ОС, полученные без оплаты, как дар или в другой форме. Проведение оценки стоимости, исходя из рыночной цены на момент ревизии.
Оценка первоначальной стоимости позволяет верно начислить амортизацию, для того чтобы перенести расходы с покупки ОС на производство товаров и услуг.
Цель второго этапа – проверить операции, связанные с изменением стоимости ОС. Эти операции производят для постройки новых помещений, докупки оборудования. Также их производят, когда проводится реконструкция, модернизация или техническое переоборудование, другими словами выполняются капитальные работы, цель которых в улучшении показателей производительности ОС. В связи с этим вводится новое понятие – восстановительная стоимость (определяется прибавлением стоимости первоначальной к указанным здесь капитальным расходам).
Исходя из этого, стоимость ОС вычисляется из разницы восстановительной стоимости и амортизации. В свою очередь новая цена амортизации рассчитывается из стоимости восстановительной и увеличенной продолжительности функционирования объекта.
Самое сложное – разделить затраты, направленные на текущие задачи (которые включаются в себестоимость произведенных товаров), и расходы, направленные на капитальные работы, которые формируют восстановительную стоимость.
Происходит проверка:
- План ремонта
- Материалы, направленные на предварительное обследование ОС:
а) акты
б) перечень обнаруженных дефектов
в) Материалы, которые понадобятся на восстановление ОС
г) акт о принятии прошедших ремонт или реконструкцию объектов.
Д) Изменение регистра учета ОС.